Новый процесс воссоздания ценных струнных инструментов может оказать огромное влияние на музыкантов, — считают авторы инновации, применившие компьютерную технику для дотошной реконструкции одной из легендарных скрипок.
Исследователи и мастера в мельчайших подробностях воспроизвели скрипку Betts, созданную знаменитым мастеромАнтонио Страдивари в 1704 году.
Проект возглавил радиолог Стивен Сирр (Steven Sirr) из госпиталя FirstLight Health Systems в городе Мора (Миннесота). Скрипач-любитель заинтересовался строением изящных музыкальных инструментов ещё в 1989 году.
«Беттс» собственной персоной. Это одна из 650 сохранившихся до наших дней скрипок Страдивари. Всего итальянский мастер изготовил около тысячи таких инструментов (фотографии с сайта rsna.org).
В силу профессии Стивену сразу пришло в голову, что скрипки можно попробовать просветить на компьютерном томографе. Поначалу это было лишь любопытство. «Я предполагал, что инструмент был просто деревянной оболочкой для воздуха, —рассказывает Стивен. — Я был совершенно не прав. Внутри скрипки обнаружилось много „анатомии"».
За последующие годы Сирр отсканировал более сотни скрипок, среди них 29 ценных образцов XIX века. Так постепенно перед Стивеном предстал сложный внутренний мир деревянных шедевров.
Компьютерные томограммы задней и передней деки «Беттс» (фотографии с сайта rsna.org).
"Как и между людьми, между скрипками существует широкий диапазон нормальных различий, — поясняет доктор Сирр. — Когда вы смотрите на инструмент возрастом в сотни лет, вы видите червоточины и трещины, которые были отремонтированы, а также повреждения от разного рода воздействий, следы наводнений, войн…"
Компьютерная томография позволила с высокой точностью провести измерения плотности древесины, размеров и формы деталей, их толщины в различных точках, внутренних объёмов и так далее.
Своего рода венцом этих исследований стало создание копии скрипки Страдивари. Инструмент по имени «Беттс» привезли из библиотеки конгресса США и положили в сканер с 64 детекторами. Так доктор Сирр получил более тысячи томографических изображений.
Цифровая модель скрипки была дополнена фактурой поверхностей, что позволило перенести в компьютер фактически весь древний инструмент (фото с сайта rsna.org).
Все эти снимки компьютер преобразовал в стереолитографический файл, пригодный для чтения программами по управлению «трёхмерными» станками с ЧПУ.
Для изготовления частей скрипки один такой станок был специально собран по заказу. Этот аппарат вырезал из ели точную копию верхней деки «Беттс», а из клёна – копии нижней деки и обечаек.
Станок с ЧПУ вырезал копии деталей скрипки Страдивари, которые потом были доработаны руками мастеров. Справа вверху – доктор Сирр (фотографии с сайта rsna.org).
Окончательную сборку реплики Стивен доверил профессиональным скрипичным мастерам Джону Уоддлу (John Waddle) и Стиву Россо (Steve Rossow) из Сент-Пола, передаётEurekAlert. Они вручную обратили набор деталей в удивительный инструмент и покрыли его лаком.
Достижение троицы было представлено 28 ноября на ежегодной конференции радиологического общества Северной Америки (RSNA). «В результате скрипка имеет характеристики, удивительно похожие на параметры оригинала», — уверяют участники проекта.
Реплика «Беттс» почти готова (фото с сайта rsna.org).
Разумеется, технология изготовления скрипки «по Сирру» и техника, применявшаяся триста лет назад, заметно отличаются. Это не могло не сказаться на обрабатываемой древесине и на звуке. Но даже если американцы несколько преувеличили сходство реплики и прообраза, работа Стивена заслуживает внимания.
Звучание скрипки зависит от множества факторов. Качество древесины и точные геометрические параметры использованных для корпуса деталей – лишь один из многих. Потому едва ли кто-то когда-то осмелится объявить, что тайна великих скрипок прошлого раскрыта полностью. Вспомним хотя бы не так давно выплывшую Тайну Страдивари .
И всё же проект радиолога – шаг вперёд в давнем расследовании. А ещё это и привлекательная идея: дать возможность «сыграть на Страдивари» едва ли не всем желающим. Исследователь поясняет: «У нас есть две цели — понять, как работает скрипка, и построить репродукции наиболее ценных инструментов мира для молодых музыкантов, которые не могут позволить себе оригинал». Правда, о дальнейших планах по воссозданию других древних шедевров доктор пока не говорит.