пластина. На гитаре, мандолине, укулеле или похожих щипковых инструментах накладка плоская и широкая, но может иметь и форму цилиндра или конуса с относительно большим радиусом кривизны, по сравнению с шириной накладки. В спецификациях струнных инструментов параметр радиус обозначает радиус кривизны накладки у верхнего порожка.Многие смычковые инструменты имеют отчётливо видную кривизну накладки, верхнего и нижнего порожка. Это нужно, чтобы иметь возможность провести смычком по каждой струне в отдельности.
Длина, ширина, толщина и плотность накладки может влиять на тембр инструмента.
Большинство накладок могут быть полностью описаны следующими параметрами:
- w1 — ширина верхнего порожка (того, что у головки грифа);
- w2 — ширина в середине мензуры (если накладка с ладами, то это обычно на 12 ладу);
- h1 — толщина у верхнего порожка;
- h2 — толщина в середине мензуры;
- r — радиус (может меняться на протяжении накладки); Радиус
График функции
r(x) — функции типичного профиля накладки
В зависимости от значения радиуса r и его
изменения на протяжении накладки, накладки можно разделить на следующие четыре категории.
1 | Плоские | И верхний, и нижний порожки плоские. Струны расположены в одной плоскости, и инструмент не имеет радиуса (то есть радиус бесконечен). | |
---|
2 | Цилиндрические | Накладка, верхний и нижний порожки имеют постоянный и одинаковый радиус (но строго говоря, накладка имеет немного меньший радиус, чем порожки). | |
---|
3 | Конические | Накладка имеет переменный радиус, обычно линейно растущий от до . Верхний и нижний порожки закруглены, но у верхнего радиус меньше. | |
---|
4 | Смешанные | Не являясь строго коническими, эти накладки скривлёны у верхнего порожка и прямые у нижнего. Накладка скривлена на всех участках, но не является строго конической. | , обычно |
---|
где:
- — Мензуры
- обозначает точку на протяжении накладки, изменяется от 0 (у верхнего порожка) до (у нижнего порожка).
- описывает зевисимость радиуса накладки от выбранной на ней точки.
- — нелинейная функция
Классические гитары, некоторые 12-струнные гитары и немногие из гитар со стальными струнами имеют плоскую накладку. Почти все остальные гитары имеют хоть небольшую, но кривизну. Хотя некоторые пяти- и шестиструнные электробасы плоские.
Считается, что гитары с маленьким радиусом (9-10 дюймов) удобнее для игры аккордами и ритма, а гитары с большим радиусом (от 12-16 дюймов до бесконечности) — для быстрого солирования. Конические и смешанные накладки имеют обе эти особенности. Около верхнего порожка радиус меньше и легче брать аккорды. Ближе к нижнему порожку радиус накладки больше и удобнее солировать, устраняется эффект дребезга струн об лады при бендах («fretting out»).
Скаллопирование
Накладка с ладами может быть скаллопирована вырезанием древесины между ладами. Получается такая поверхность, прижимая к которой струны, пальцы исполнителя не касаются ничего, кроме самих струн.
Качественное скаллопирование — скучный процесс, обычно производимый аккуратным опиливанием древесины между ладами и требующий большого вложения времени. Поэтому скаллопирование дорого, такие накладки чаще встречаются на заказных инструментах и на некоторых высококлассных моделях гитар.
Скаллопирование может быть
- полным, когда все лады от первого до последнего скаллопированы.
- частичным, когда несколько последних ладов (ближе к нижнему порожку) скаллопированы для быстрого солирования. Например, скаллопирование наполовину (от 12 лада до конца) или только нескольких ладов (19-24, 17-22, и т. д.), используется такими гитаристами, как Стив Вай
Заметьте, что опиливание древесины во время скаллопирования затрагивает инкрустацию, поэтому накладки со сложной и запутанной инкрустацией обычно не скаллопируют, поскольку это повредит узор. Простые метки в виде точки или квадрата хорошо переносят скаллопирование. Если же они стираются их не трудно восстановить новыми.
Достоинства и недостатки
«Волнистая» форма скаллопированных накладок несколько изменяет способ игры на инструменте.
Самое очевидное — струна соприкасается только с ладами и с подушечкой пальца, но не с накладкой, поэтому сила трения прибендах или вибрато меньше, что даёт исполнителю больший контроль. Другое достоинство — исполнителю нужно прикладывать меньше усилий, чтобы струна звучала, чем при использовании нескаллопированной накладки. Это позволяет играть быстрее, поскольку не нужно тратить много усилий на вжимание каждой ноты.
Однако это является и одним из главных недостатков. Многие исполнители, особенно начинающие, могут посчитать скаллопированную накладку слишком отличающейся, чтобы было легко на ней играть. И требуется практика, чтобы хорошо играть на скаллопированной накладке. Исполнитель должен сначала привыкнуть не просто прижимать струну к накладке, требуется осторожный баланс давления, потому что слишком сильное нажатие может изменить высоту извлекаемого звука, как при бенде, а слишком слабое нажатие может вызвать дребезг. В результате большинство исполнителей выбирают традиционную накладку.
[править]Изгиб накладок Безладовые накладки обычно имеют вогнутую форму по всей длине, так что если приставить к поверхности линейку параллельно струнам, то в середине останется просвет. Как правило со стороны басовых струн изгиб накладки больше, чем со стороны дискантных. Разный материал струн и разные стили игры могут потребовать разного изгиба; струны из кишки требуют самого сильного, а стальные — наоборот. Типичная полноразмерная скрипка с синтетическими струнами G, D и A имеет под струной G изгиб накладки с просветом в 0.75 мм, и с просветом 0—0.5 мм — под струной E, которая обычно стальная на современных инструментах.
На гитарах, особенно со стальными струнами, изгиб накладки регулируется с помощью Анкерного стерженя - внутри грифа. Ослабление анкерного стержня позволяет увеличить изгиб, и наоборот. Классические гитары не нуждаются в анкере в силу слабого натяжения нейлоновых струн, но всё равно должны иметь небольшой изгиб.
Лады - Тех Обслуживание Гитар
Музыкальные инструменты в продаже- guitarcom.ru
Музыкальные Статьи
guitarcom.ru - Главная страница
Тех Обслуживание Гитар - О Гитарах - Музыкальные Статьи - guitarcom.ru
Форум