Хотя , как утверждают историки,родословная гитары начинается с Востока, родиной современной гитары несомненно следует считать Испанию. Именно здесь лютня, а затем виуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности. Стендаль ярко иллюстрирует любовь простых испанцев к гитарной музыке в следующем эпизоде: «Подошел слепой, сел на скамью перед гостиницей, настроил свою гитару и стал напевать. Вдали показалась служанка, шедшая с сосудом вина на голове. Услышав музыку, она начала двигаться в такт, потом слегка подпрыгивать и, наконец, подойдя к играющему, уже танцевала по-настоящему. Она поставила кувшин и стала плясать вовсю. Конюх, проходивший по двору с вьюком для мула, сложил свою ношу и начал плясать. Словом, меньше чем через полчаса вокруг слепого плясали уже тринадцать испанцев. Они не обращали никакого внимания друг на друга. Галантности не было и в помине: каждый, казалось, плясал для себя и чтобы доставить удовольствие только себе». Испания дала миру лучших гитаристов-исполнителей, композиторов и педагогов. Интересно, что лучшие произведения для гитары написаны гитаристами, потому что невозможна композиция для гитары без знания всех возможностей этого инструмента, короче — без владения искусством игры на гитаре. Из Испании гитара проникла во все страны Европы, и нет сейчас в мире инструмента более популярного. Бывают очень дорогие гитары, но в общем этот инструмент по цене доступен всем, он легок и портативен, красив по звучанию и универсален — может быть солирующим или аккомпанирующим. За время своего развития гитара усовершенствовалась конструктивно и достигла хорошей звучности. Контингент любителей гитары очень неоднороден. Сочинители песен шансонье аккомпанируют себе, как правило, на гитаре: уж очень соблазнительна та легкость, с которой можно научиться простейшему гитарному аккомпанементу. Гитаре поверяет свои тайны влюбленный, без гитары не трогается в путь уважающий себя турист, гитаре посвящаются песни и стихи, а хорошие музыканты посвящают гитаре свои жизни, ибо это очень трудно — стать настоящим гитаристом. Начинается плач гитары. Разбивается чаша утра. Начинается плач гитары. О, не жди от нее молчанья, не проси у нее молчанья! Неустанно гитара плачет, как вода по каналам — плачет, как ветра над снегами — плачет, не моли ее о молчанье! Так плачет закат о рассвете, так плачет стрела без цели, так песок раскаленный плачет о прохладной красе камелий. Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала. О гитара, бедная жертва пяти проворных кинжалов! Демократичность гитары, ее популярность в народе давали повод чванливым аристократам считать ее инструментом недостойным, плебейским. «Московский листок» писал: «Семиструнная Гитара погибла в общем мнении за то, что под звуки ее у ворот красные девушки стали грызть орехи». Однако во все времена поклонниками гитары были люди, тонко чувствовавшие музыку. Ф. Шуберт и Г. Берлиоз играли на гитаре, Ф. Г. Лорка и Виктор Хара творили буквально с гитарой в руках. Немногие знают, что знаменитый Николо Пагании виртуозно владел гитарой, очень любил этот инструмент, много Международное признание гитары началось в Италии. В 1619 году Преториус, немецкий композитор и музыковед, уже называл гитару народным инструментом итальянских комедиантов. Антонио Страдивари и Джованни Гваданьини, выдающиеся скрипичные мастера XVIII века, тоже изготавливали пятиструнные гитары. Жильные струны, применяемые в то время, не могли обеспечить устойчивой, стабильной настройки, и двойные струны гитары приходилось часто подстраивать. Поэтому естественным был переход на одинарные струны, которых к концу XVII века прибавилось — гитара стала шестиструнной. Именно эта гитара впоследствии получила название «классической», к концу XVIII века она проникла в камерную музыку, была уже концертным инструментом, а также, наряду с фортепиано,— основным средством для домашнего музицирования во всех странах Европы и Америки. К середине XIX века в музыке появились новые средства выразительности, недоступные щипковыминструментам; на европейской сцене царствовали фортепиано, скрипка, виолончель, крупные композиторы перестали писать для гитары, и интерес к этому инструменту значительно упал. На Западе ее редко употребляли даже для домашнего музицирования. Попытки переложения для гитары фортепианных произведений, увеличения количества струн на гитаре, применения гитарных дуэтов с фортепиано— все это не давало выхода из того репертуарного кризиса, в котором оказалась гитара. Только в Испании популярность гитары как истинно народного инструмента была по-прежнему велика. Именно Испания стала источником возрождения искусства игры на шестиструнной гитаре. Первым классиком испанской музыки нового времени стал пианист и композитор Исаак Альбенис, создававший свои произведения на основе народной музыки, с явно гитарной фактурой. Большую роль в становлении новой гитарной музыки сыграл Франциско Таррега, замечательный гитарист, педагог, композитор и один из основателей современной техники игры на гитаре; учениками и последователями этого «Сарасате гитары», как его называли по имени известного тогда скрипача, были гитаристы, доказавшие своей исполнительской деятельностью ведущую роль испанской школы в мировом гитарном искусстве,- это Эмилио Пухоль, Мигуэль Льобет, Мария-Луиза Анидо и непревзойденный «бог гитары», «Паганини гитары», наш современник Андрее Сеговия. Этот человек в истории гитарной музыки сыграл огромную роль, придав возрождению гитары невиданный ранее международный размах. В книге о Сеговии, написанной в СССР, автор говорит в предисловии: «Сегодня нас не удивляют сольные концерты гитаристов в крупнейших залах Мадрида и Барселоны, Москвы и Нью-Йорка, Лондона и Парижа, Буэнос-Айреса и Токио. Сеговия первым выступил в этих залах, преодолев веками сложившееся мнение о гитаре как о маловыразительном инструменте. Под его чудодейственными пальцами гитара стала равной среди солирующих инструментов—фортепиано, скрипки, виолончели. Сегодня мы не поражаемся огромному репертуару, который исполняют гитаристы разных стран. И в этом - огромная заслуга Сеговии, „околдовавшего" крупнейших современных композиторов. Очарованные его искусством, они не могли не писать для гитары. Сегодня молодые гитаристы, как и другие музыканты, получают образование в музыкальных заведениях — школах, училищах, консерваториях. И в этом —заслуга Сеговии, талантом своим открывшего двери, ранее закрытые для гитаристов». В январе 1978 года Мадридская академия изящных искусств «Сан-Фернандо» присвоила Андресу Сеговии звание академика. Однако выше всех наград — признательность миллионов, слушавших его и открывших для себя мир неповторимого гитарного искусства.