Гитара— блудница мира, цыганская королева... Н. Шатров Музыкальные инструменты, как люди, создавшие их, подвержены миграциям, как и люди, кочуют они табором и в одиночку, расселяясь в местах обетованных по всей Земле... Гитароподобные Музыкальные инструменты существуют столь давно, что проследить их возникновение невозможно, не затерявшись во времени; Еще не возвышалась пирамида Хеопса, ставшая одной из точек отсчета исторического времени, а струнные музыкальные инструменты уже звучали, разделяя радости и печали человеческого бытия. Древнейшая арийская цивилизация уже знала гитару как четырехструнный инструмент. Само происхождение названия «гитара» от санскритского «кутур», что значит — четырехструнная. Отсюда и «кифара» Древней Греции, инструмент светлого солнечного бога Аполлона, отсюда же и общеевропейское слово «гитара». В столь же древнем Египте гитароподобные инструменты настолько прочно связаны с жизнью народа, что стали символом добра, и очертания их вошли в состав иероглифных знаков под названием «набл», то есть «добро». Путешествуя по музеям Европы, можно найти древнейшие изображения предков гитары. Например, барельеф с гробницы царя Фив, относящийся к 3762—3703 годам до нашей эры, представляет музыкальный инструмент, имеющий корпус и гриф с ладами. В другом случае на каменном монолите глубокой линией вырезано изображение человека, играющего на гитаре. Датировка: 1400—1350 годы до нашей эры — время расцвета хеттской культуры, Ближе к нашему времени, четвертый век до нашей эры, — изумительной пластики скульптурное изображение (горельеф паросского мрамора) молодой очаровательной женщины, играющей на гитаре... Арабские кочевники (бедуины), завоевавшие в VII веке уже нашей эры Грецию и Персию, сами, в свою очередь, были покорены высокой культурой этих древних цивилизаций и быстро пристрастились к «удовольствиям жизни, просвещенности и утонченному вкусу», как сказал один средневековый арабский писатель. Не последнюю роль при этом сыграла музыка, в том числе лютня и гитара. И когда арабы век спустя завоевывают Испанию, они приносят уже своеобразный сплав культуры Востока и Запада: томность Востока с культом телесной красоты античности, восточный изыск и элементы европейской рафинированности. Правда, гитара не была совсем уж новостью для Испании, которая долгое время до того находилась под римским владычеством. Инструмент, занесенный в Испанию римскими легионерами, назывался «фидокула». Но не в том суть, гитара была известна в Европе до арабских завоеваний, однако появление ее было эпизодическим, без очевидных последствий. Другое дело Испания: здесь начиная, пожалуй, с XI века гитара становится инструментом народным и, как всегда в таких случаях, «языческим». А это для инквизиторской Испании обвинение весьма серьезное. Поэтому отмечен факт гонения гитары кастильским королем Альфонсо X. Однако гитара настолько полюбилась испанскому народу, что изгнать ее из быта оказалось не по силам ни инквизиции, ни королям. В это время в Испании существовали две гитары: «мавританская», или, как ее называли, «трескучая», за то, что на ней играли способом «разгеадо», то есть арпеджируя сразу все струны. А струн на ней было три, точнее три «хора». «Хор» — это удвоенная струна. Формой эта гитара походила на лютню. Рядом с «трескучей» уживалась гитара «латинская», с четырьмя «хорами» струн. Формой она походила на современную гитару, а играли на ней способом «пуантеадо», то есть нота за нотой. Но обе они, особенно последняя, почти совсем были вытеснены к XVI веку лютней, которая покорила, по сути, все европейское пространство. Лютня имела до десяти «хоров» струн и уже довольно обширную литературу. Популярность ее была поистине огромна. Играли на ней как музыканты, так и любители порою с очень громкими именами, вошедшие в историю, такие, как Данте, Караваджо, Челлини, Леонардо да Винчи (который играл на лютне собственной конструкции, серебряной, в виде лошадиной головы) и многие другие гении эпохи Возрождения. К тому же лютня стала изобразительным атрибутом почти каждого художника XVI—XVII веков. То, что лютня в этот период вытеснила гитару, было естественным процессом: многострунная лютня больше отвечала усложнившейся музыкальной практике. К концу XVIII столетия падает интерес и к лютне: начинается увлечение струнным квартетом и вообще ансамблевой музыкой. Из музыкальных инструментов на первый план выдвигается фортепиано и в какой-то мере арфа. Видимо, определенную роль в падении популярности лютни сыграли и «капризы» этого музыкального инструмента. Как не без сарказма заметил один журналист в XVIII столетии: «Лютнист, доживший до 80 лет, наверное, 60 лет провел в настраивании своего инструмента, а содержание лютни обходилось столь же дорого, как содержание лошади». Но у лютни в период ее расцвета была и блистательная соперница — это виуэла, некий гибрид лютни и гитары. По форме виуэла была близка к гитаре, только больших размеров. Имела пять «хоров» струн и одну одинарную струну. Существовало три ее вида: ручная — для игры пальцами, смычковая — ясно, что играли на ней смычком, и плектровая — для игры плектром, или медиатором, по-современному. У виуэлы, как и у лютни, были свои виртуозы-исполнители и композиторы. Виуэлла совсем было вытеснила гитару, которая «ушла в народ», стала инструментом «уличным», аккомпанирующим народным песням и пляскам... И ушла бы гитара, канула в Лету... Но пульсирующая, текуче-многоструйная жизнь фантастична в своих хитросплетениях и в детективно неожиданных сюжетах... Гитара воскресла! И всего-то для ее «реанимации» понадобилось прибавить пятую струну. И сделал это, по преданию, не музыкант, а поэт Виценте Эспинола, друг великого Сервантеса и учитель гениального Лопе де Вега. Как нередко в истории культуры, дерзость дилетантов будто осенена божественной благодатью... Теперь гитара стала пятиструнной и обрела конкурентоспособность среди других музыкальных инструментов. Первая струна у нее была одинарной и называлась ласково «певуньей». В пятиструнной форме гитара вновь обретает популярность. Пишутся многие методические пособия по обучению игре на ней. Особенной известностью пользовался трактат Хуана Карлоса Амата, изданный в 1596 году в Испании и переиздававшийся в других странах. Появились у пятиструнной гитары и свои выдающиеся исполнители: итальянец Франческо Корбет, гитарист при дворе Людовика XVI, испанец Гаспар Санэ, Робер де Визе и многие другие музыканты. Популярность этих музыкантов-гитаристов доказывает, что гитара начинает выступать в качестве сольного инструмента. К этому времени за ней прочно устанавливается название «испанской». Нужно заметить, что строи всех струнных инструментов были крайне неустойчивы. Это касается и лютни, и виуэлы, и гитары. О трудности поисков наиболее рационального строя гитары говорит тот факт, что трехструнная гитара имела два строя, четырехструнная — шесть строев, пятиструнная — восемь. Постепенно освобождаясь от двойных струн, гитара оставалась пятиструнной вплоть до конца
XVIII века, пока не стала семиструнной и шестиструнной.