Заявление о том, что электрогитара Gibson Les Paulявляется в некотором смысле олицетворением всей гитарной музыки с начала 50-х годов XX века и по сегодняшний день – не будет большим преувеличением. Подавляющее большинство известных гитаристов современности в обязательном порядке имеют в своем арсенале один или несколько этих инструментов, а начинающие музыканты мечтают о такой гитаре. Причем, что характерно, «Лес Пол» прошел свой славный путь длиною в шесть десятилетий практически без кардинальных изменений в конструкции, и нет абсолютно никаких видимых предпосылок к тому, чтобы данная электрогитара радикально поменялась бы и в ближайшем будущем.
Компании, сделавшие себе имя на инструментах совсем другого типа (Kramer, ESP, Dean и прочие) так или иначе все равно вынуждены выпускать гитары a-la Les Paul – спрос на «вариации Гибсона» не подвержен времени и моде. Но при этом очевидно, что как бы ни старались конкуренты, какие бы технологии и материалы они не использовали в процессе изготовления своей продукции, большинство людей все равно предпочтет (при прочих равных) живую легенду, а не ее «улучшенную» копию. Да и сам Gibson с завидной регулярностью выбрасывает на рынок «новые модели» LP, главные отличия которых от «старых» состоят в цветовых решениях.
К сожалению, описать абсолютно все модификации этого знакового для рок-музыки инструмента в рамках статьи не представляется возможным, остановимся лишь на наиболее популярных моделях Gibson LP, при этом также рассмотрим основные характерные особенности, присущие всей линейки «Лес Пола».
Итак, в середине 30-х годов прошлого века ведущие американские производители музыкальных инструментов были увлечены идеей усиления гитары (имеется в виду усиление звука, а не конструкции или чего-либо еще). Дальше других пошли такие фирмы, как Rickenbacker, Gibson, Epiphone – именно они начали экспансию на музыкальный рынок акустических (с виду) гитар, оснащенных звукоснимателями и ручками регулировки. Молодой гитарист Лестер Уильям Полфус, сокративший свое имя до более лаконичного Леса Пола, и сам в то время частенько задумывался о модернизации своего собственного инструмента, причем Лестер был вдобавок ко всему еще и неординарным технарем: задолго до презентации первого звукоснимателя фирмой «Риккенбаккер», Полфус пытался воплощать в жизнь свои собственные гитарные идеи, связанные с трансляцией звука через стороннее оборудование.
Однако введение датчиков в акустические гитары породило несколько других, на тот момент весьма животрепещущих вопросов, в частности – что делать с постоянными «заводками» инструментов, и главное: как укрепить корпус, чтобы тот смог выдерживать помимо шести натянутых струн еще и звукосниматели. Над идеей цельнокорпусной гитары, которая стала бы очевидным решением всех этих задач, в то время параллельно друг другу трудились многие – Fender, Rickenbacker, Bigsby, а также Лес Пол, проводивший тогда по собственной инициативе много свободного времени на фабрике «Эпифон».
Несколько позже, в середине сороковых, Полфус предложил компании Gibson свой, самостоятельно собранный вариант электрогитары, но взаимопонимания между производителем и музыкантом в этот раз не возникло. Но уже в 1951 году президент «Гибсона» Тед Маккарти, со стороны компании, и Лес Пол, со своей стороны, подписали договор о сотрудничестве в производстве новых электрогитар, причем, по словам того же Маккарти, имя Леса появилось на голове грифа исключительно в рекламных целях. Л. Пол в то время был достаточно известным персонажем в мире поп-музыки, и его имя, по замыслу Маккарти, должно было привлечь массовое внимание к цельнокорпусным «Гибсонам». Так что можно сказать, что Gibson LP явился первой в мире именной (подписной) гитарой.
Les Paul стал своеобразным ответом «Фендеру», который в тот момент уже запустил в продажу Telecaster, но ответом весьма своеобразным, с немалым количеством новшеств. Начнем с корпуса. Сама форма значительно больше напоминает «классический» гитарный силуэт, чем геометрия Телекастера, при этом струны не проходят сквозь древесину, а крепятся непосредственно на топе (в первых моделях – при помощи держателя-трапеции). Верхняя поверхность инструмента не плоская, а выпуклая, «сведенная» к центру, за счет чего произошло небольшое отклонение грифа назад. Корпуса нескольких первых экземпляров LP были сделаны целиком из красного дерева, хотя Лес Пол и рекомендовал добавлять кленовый верх для большей жесткости. Но персонал Gibson в то время считал (причем вполне справедливо!), что клен сделает и без того не самый легкий инструмент просто неподъемным, хотя в последствии вариация корпуса «красное дерево со сведенным кленовым топом» стало классикой – именно такое сочетание материалов является одной из визитных карточек гитар Les Paul. Плоская накладка на инструменте с выпуклым верхом просто в силу геометрии не может плотно прилегать к корпусу, здесь Gibson применили уже опробованный на своих более ранних моделях способ крепления «флажка» – на специальной скобке; гитару оснастили двумя датчиками P-90 Soap Bar – хамбаккеры стали выпускать только с 1957 года. Усиленный анкерным стержнем гриф (еще одна из визитных карточек «Гибсона») также был «собран» из нескольких кусков древесины – красное дерево с палисандровой накладкой: помимо весьма уникальных на то время звуковых характеристик, такое сочетание позволяло хотя бы немного сбалансировать инструмент по весу.
Итак, рассматривая некий усредненный вариант Gibson LP, мы получаем несколько уменьшенный, по сравнению с классическими испанскими гитарами, корпус с вырезом внизу для более удобного доступа к «дальним» ладам и сведенным кленовым верхом, приклеенным к основе из красного дерева; струнодержатель, закрепленный на топе; два датчика с независимыми друг от друга регулировками звука и тембра; несколько отклоненный назад вклеенный гриф из разных пород дерева; голову грифа с расположением колков «три – три» и мензуру, длиной в 24.75 дюйма.
© Axis, guitarism.ru
Гитары Gibson Les Paul. Часть 2
История гитар Fender |